Автомобилестроение в России 1880-1950. Все начиналось с трактора в 1880 г.

Россия является родиной парового трактора. В 1880г механик Ф.А. Блинов начал строить, а в 1888г. продемонстрировал на выставке первый в мире паровой гусеничный трактор.В 1880г механик Ф.А. Блинов начал строить

Его последователь и помощник Я. В. Мамин в 1903 - 1908 гг. построил вполне работоспособный двигатель внутреннего сгорания, работавший на нефтяном топливе, а в 1910 г. создал конструкцию бескомпрессорного двигателя, который был установлен на колесном тракторе. а в 1910 г. создал конструкцию бескомпрессорного двигателя, который был установлен на колесном тракторе. Однако царское правительство не поддерживало и не поощряло самоотверженный труд изобретателей, и, несмотря на их большие достижения в создании и развитии конструкций автомобилей, производство последних развито не было.

В 1909 - 1910 гг. было начато производство автомобилей в Орле, Петербурге и Риге. Выпуск автомобилей в Орле и Петербурге исчислялся единицами и вскоре прекратился. Русско-Балтийский завод в Риге просуществовал до 1916 г. и выпустил около 450 вполне хороших по тому времени легковых автомобилей. Советский Союз не получил от царской России никакой базы для производства автомобилей.

Первые советские автомобили были выпущены в 1924 г. заводом АМО в Москве; в 1925 г. началось производство автомобилей на Ярославском заводе. Первые советские автомобили были выпущены в 1924 г. заводом АМО в Москве; в 1925 г. началось производство автомобилей на Ярославском заводе. Только в годы первой пятилетки начался массовый выпуск автомобилей. В это время вступили в строй Горьковский автомобильный завод имени Молотова и Московский автомобильный завод имени Сталина. Подводя итоги первой пятилетки, И. В. Сталин сказал: “У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь” В последующие годы выпуск автомобилей непрерывно возрастал и в 1937 г. по выпуску грузовых автомобилей Советский Союз уже занял второе место в мире и первое в Европе. Серьезной проверке автомобильная, промышленность и конструкции советских автомобилей подверглись в годы Великой Отечественной войны. Наши автомобили успешно выдержали эту проверку и по своим качествам превзошли, заграничные конструкции.

В годы послевоенной пятилетки наши автомобильные заводы успешно освоили производство новых высококачественных легковых, грузовых и специальных автомобилей, сконструированных советскими инженерами. Мощное развитие автомобильной промышленности, создание первоклассных конструкций автомобилей и воспитание кадров, автомобильной промышленности и автомобильного транспорта стали возможными благодаря тому, что Коммунистическая партия и Советское правительство делали упор на научно-исследовательскую работу, подготовку инженерно-технических кадров и развитию науки в нашей стране. Научно-исследовательская работа и подготовка инженеров по автомобильному делу были начаты в Советском Союзе задолго до начала массового производства автомобилей.

академик Е. А. Чудаков научный труд “Теория автомобиля  Организаторами первой автомобильной лаборатории в 1918 г., впоследствии преобразованной в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), были академик Е. А. Чудаков  и проф. Н. Р. Брилинг. Труды этих и других советских ученых, многочисленные теоретические исследования и испытания автомобилей и их агрегатов, проведенные научно-исследовательскими институтами, высшими учебными заведениями и конструкторскими бюро заводов, значительно способствовали развитию автомобильной промышленности и науки. Большое значение имели также выдающиеся труды по прикладной механике проф. Н. Е. Жуковского, труды проф. В. И. Гриневецкого, разработавшего метод теплового расчета двигателей внутреннего сгорания, проф. Н. П. Петрова - основоположника гидродинамической теории смазки – и других ученых, работавших как в дореволюционный, так и в советский периоды.

За выдающиеся работы, выполненные в области техники в 1950 г., были присуждены Сталинские премии: академику Е. А. Чудакову за научный труд “Теория автомобиля”; большой группе работников автомобильной промышленности новых образцов автомобилей, разработку конструкции и освоение производства легкового автомобиля ЗИМ, разработку пятитонных автопогрузчиков и организацию их выпуска. В 1951 г. за коренные усовершенствования метода эксплуатации автомобилей почетные звания лауреатов Сталинской премии были присвоены московским шоферам - Я. И. Титову и М. Ф. Галинову, начальнику автоколонны В. С. Коренкову и феодосийскому шоферу В. Л. Савкину.  

Советские автомобили имели высокие эксплуатационно-технические качества, отличались прочностью и износостойкостью деталей, надежностью в работе и экономичностью по расходу топлива.

Директивами XIX съезда партии по пятому НИШ развития СССР на 1951 -1955 гг. предусмотрен рост производства автомобилей в 1955 г. по сравнению с 1950 г. на 20% и рост грузооборота автомобильного транспорта - на 80-85%.